Search:

Тел:+996 312 46 13 16;   +996 770 98 98 28 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  / Без рубрики  / ОПЫТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА С МОЛОДЕЖЬЮ КЫРГЫЗСТАНА

ОПЫТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА С МОЛОДЕЖЬЮ КЫРГЫЗСТАНА

Опыт изобретательского творчества с молодежью  Кыргызстана

Как известно, изобретение – это нечто новое, ранее неизвестное, позволяющее решить ту или иную задачу и достигнуть требуемый положительный результат. Такое  определение с простой формулировкой мы адресуем на творческих встречах молодежи, желающей приобрести начальный изобретательский опыт. И также мы говорим следующее.   

Изобретения были в древнейшие времена, требуются в наше время, будут нужны и в будущем до тех пор, пока существует материальное производство и сам человек материален. А если изобретения необходимы, то требуются изобретатели – авторы изобретений. Это как базовое утверждение, вне всякого сомнения. Далее  отмечаем, что чем плодотворнее будет работать изобретатель, чем более эффективно будет мыслить, тем лучше перспектива для общества и, соответственно, каждого из нас в отдельности. Но путь изобретателя – это учеба, приобретение опыта, учеба на приобретенном опыте собственном и коллег, и чем раньше этот путь начнется, тем больше вероятность стать маститым, своеобразным изобретателем. Как видно, речь идет о моральных стимулах, но в наше время этого явно недостаточно. Обязательно говорим о возможных дивидендах, но это во вторую очередь, а прежде всего прилагаем усилия, чтобы чувствительно затронуть струну юношеского личностного самолюбия. Далее о нашем опыте практической работы с молодежью.

Для каждого возраста приемлем курс развития творческого воображения (РТВ), применяемый в изобретательской учебе. Названный курс помогает развивать воображение, фантазию, которые, в свою очередь, в немалой степени способствует воспитанию изощренно-изобретательского ума. Пусть фантазируют в свое удовольствие – из этого, время-от-времени, получаются приличные результаты (1). Но есть определенная возрастная группа, младше которой нет смысла говорить об изобретательской учебе. По-настоящему приступать к учебе следует не раньше 8-го класса, когда молодежь имеет (должна иметь) определенный объем знаний по математике, геометрии, физике, химии, тесно связанных с изобретательским делом. Желательно знание биологии, имеющей большие перспективы в изобретательстве. Здесь может наблюдаться двусторонняя и взаимовыгодная связь – интерес к изобретательской учебе стимулирует более внимательное и углубленное изучение перечисленных предметов. Разумеется, речь идет о заинтересованных лицах. Никого уговаривать и притягивать «за уши» не следует – проку из этого не будет. Наш опыт полностью это подтверждает. Творчество должно быть добровольное.

Опыт обучения подрастающей молодежи изобретательству подтверждает принципиально мысль о необходимости общетехнического развития молодежи (2). Здесь необходим упорный труд, причем с одаренными детьми желательно проведение  индивидуальных занятий. Наиболее качественно такая работа проводится в так называемых «экипажах» (3-5 человек) на изобретательско-компьютерной экспресс-школе (ИКЭШ),  Технодроме, проводимых Республиканской детской инженерно-технической академией (РДИТА) «Алтын түйүн» совместно с Государственным фондом интеллектуальной собственности при Кыргызпатенте, и в Особом конструкторском бюро РДИТА . Особое потому, что молодежное.

Опыт работы на ИКЭШ и Технодроме показывает интерес молодежи к учебе. Группа преподавателей для упомянутых мероприятий, созданная в РДИТА, включает трех специалистов – изобретатель-разработчик, специалист по техническому дизайну и специалист по компьютерным технологиям. Лучше, если изобретателей-разработчиков будет двое. Такая группа отработала со школьниками практически во всех областях Кыргызской Республики. Учащиеся приобретают начальные навыки работы с незнакомым материалом, учатся подходам к решению инновационных задач.

Занятия в ИКЭШ и на Технодроме проводятся в виде игры, оригинально разработанной (3). Наиболее ярко выраженное достоинство игровой формы занятий – привлекательность для молодежи. При этом, отметим особо еще достоинство, учащиеся непроизвольно забывают, что занимаются, по сути, серьезными, взрослыми задачами, которые им предлагают. Это способствует в значительной мере успешному прохождению учебы.

Благодаря открытому в РДИТА Особого конструкторского бюро (ОКБ) появилась реальная возможность в полной мере выполнять изобретательские проекты по разработкам, начатым на ИКЭШ и Технодроме, а также по идеям, предложенным в процессе практической учебы непосредственно в ОКБ. Работа со школьниками показывает – потенциал образования хорошо учащейся по школьной программе молодежи позволяет достаточно успешно заниматься изобретательским делом. Умудряются предлагать не только реализуемые идеи, но и вполне практические пути их осуществления.

Существенную практическую поддержку работе с молодежью оказывает Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики (Кыргызпатент). Особо отметим большое значение перспективной политики администрации Кыргызпатента – поддержка молодежных конкурсов. Для привлечения молодежи изначально необходимы, как можно более широкая популяризация и стимулирование интереса к инновационно-изобретательским направлениям, что и осуществляется специалистами Кыргызпатента.

 

Развитие изобретательско-инновационного творчества должно принципиально включать, по нашему мнению, следующие шаги (4):

1.    Подготовка специалистов, способных преподавать молодежи основы изобретательского творчества;

2.    Введение в школах, колледжах, лицеях, ВУЗах с техническими классами и специальностями курса теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), первоначально на факультативной основе;

3.    Создание научной школы по развитию обучающих систем по решению инновационных задач;

4.    Формирование банка задач на основе комплексной стратегии развития нашей республики в различных областях деятельности. Например, горнодобывающая промышленность, энергетика, сельское хозяйство, легкая промышленность;

5.    Проведение конкурсов инновационно-изобретательских решений проблемных, сложных задач;

6.    Стимулирование труда изобретателей;

7.    Оказание помощи творческой молодежи;

8.    Создание творческих научно-практических групп в ВУЗах;

9.    Участие в различных международных выставках с техническим профилем.

 

Примером успешной работы со школьниками в ОКБ над инновационно-изобретательскими разработками уместно считать патенты Кыргызской Республики на изобретения и полезные модели, полученные РДИТА, соавторами которых являются учащиеся школ г.Бишкек. Перечислим эти разработки: «Визуальное устройство» (5), «Дорожное ограждение» (6), «Контейнер для сбора мусора» (7), «Крышка для емкости» (8), «Газовый анализатор» (9), «Мобильный радиотелефон» (10).

Темы разработок имеют разные направления и можно справедливо заметить, что «нельзя объять необъятное», но это разнообразие, тем не менее, не мешает успешному практическому решению поставленных задач. Так, «Визуальное устройство» —  электромеханика в стоматологии, «Дорожное ограждение» — безопасность эксплуатации автодорог, «Контейнер для сбора мусора» — экология города и ПГТ, «Крышка для емкости» —  товары народного потребления, «Газовый анализатор» — безопасность ведения подземных горных работ и  «Мобильный радиотелефон» — соответственно, средства радиосвязи.

На смену выполненным разработкам подготавливаются другие. Ни одно оригинальное предложе

 

ние, имеющее перспективу развития, не остается без внимания.

Вышесказанное подтверждает, на наш взгляд, принципиальную правильность выбранного направления развития творческой работы с заинтересованной молодежью —  желающей приобрести технические специальности и испытать в дальнейшем свои силы, возможности в изобретательском деле.

Шамсутдинов Марат Мубарякшаевич, д.т.н., профессор, КРСУ им. Б.Ельцина, Кыргызстан.

 

Степанов Сергей Георгиевич, инженер, заведующий Учебно-конструкторской лабораторией горных машин и оборудования, КРСУ им. Б.Ельцина, Кыргызстан.

Печать