
Поддержка детских образовательных учреждений Ыссык- Кульской области
Реорганизация и интеграция экономики, открытость новому знанию, взглядам, технологиям, доминирующее влияние информационно-
коммуникативной среды, реформа образования и становление способностей индивида к саморазвитию, связанному с формированием познавательных, деятельностных, коммуникативных и мировоззренческих компетенций – все это характерные черты современного общества.
Сегодня уже очевидно, что деятельность организаций дополнительного образования Ыссык- Кульской области должна находиться в состоянии постоянного обновления с учетом интересов детей и социального заказа, так как они имеют право на свободный выбор образовательны
х программ в объеме и темпе, адекватном их творческой индивидуальности.
В настоящее время в структуре учреждений дополнительного образования Ыссык-Кульской области преобладают объединения и кружки художественного творчества, которые составляют более 70,0% от общего числа объединений.
Следует остановиться и на возрасте школьников, вовлеченных в занятия кружков и секций. Максимальное число занимающихся приходится на возрастной диапазон 5–14 лет, меньше всего детей дошкольного возраста до пяти лет. Резко снижается количество занимающихся в возрасте 15–17 лет и старше, одновременно число занимающихся девочек, превышает число занимающихся мальчиков.
Налицо профильный перевес художественно-эстетического и спортивного направления дополнительного образования детей в прот
ивовес развитию технического творчества, туристско-краеведческой и социально-педагогической деятельности, также имеются половой и возрастной перекосы.
Само по себе художественное творчество и спортивные занятия, конечно же, очень важны и значимы для детей, но с учетом современных требований сегодня мы не сможем создать личные, индивидуальные «пространства» развивающемуся, растущему ребенку, опираясь только на эти направления. Следует признать, что в системе дополнительного образования отсутствует возможность предоставления выбора и вариативности для всех категорий учащихся.
Система не выстроена, разбалансирована, налицо ее ограниченность.
В связи с этим на сегодняшний день особую актуальность приобретает развитие научно-технического творчества, социального проектирования и исследовательской деятельности, а также возможность интеграции данных программ дополнительного образования с общеобразовательными и профессиональными.
Велика роль дополнительного образования в реализации прикладных и практических аспектов изучаемой программы, в возможности ребенка практически подтвердить теоретический материал, реализовать проект, провести научное исследование.
В развитии технического творчества имеется значительный потенциал по вовлечению в занятия дополнительным образованием мальчиков и увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет.
С чего начать развитие научно-технического творчества? Эта проблема представлялась нам одним большим замкнутым кругом, так как низкая заработная плата (ниже педагогов общеобразовательных школ) не позволяла привлечь необходимые педагогические кадры, что в свою очередь не способствовало разработке современных программ, определению перечней оборудования, а без этого невозможно открыть объединения технического творчества.
Кроме этого, данное направление, по сути, никогда не входило в структуру учреждений дополнительного образования, а развивалось обособленно в рамках деятельности специализированных центров образования и творчества.
В целях улучшения работы учреждений дополнительного образования, выявления и поддержки инновационных моделей развития
научно-технического творчества детей и молодежи Государственным фондом интеллектуальной собственности в рамках реализации Государственной программы развития интеллектуальной собственности с 2012 г. проводится работа с детскими центрами творчества области. С помощью Госфонда ИС в области были открыты 7 кружков научно- технического творчества и 1 фольклорный ансамбль. В ходе реализации проекта «Новое поколение новаторов и рационализаторов» Госфонд интеллектуальной собственности при Кыргызпатенте провел ряд круглых столов на тему “Проблемы и пути развития научно-технического творчества молодежи в КР” на базе областного и районных детских творческих центров Иссык-Кульской области, в г. Балыкчы, г. Каракол, с.Тюп, с. Саруу Джеты-Огузского района,с.Тон Тонского района.
Подготовлены методические разработки из опыта работы кружка технического творчества с.Тюп и детского центра Тонского района.
В результате реализации проекта «Новое поколение новаторов и изобретателей» центры детского творчества и образовательные центры районов Ыссык- Кульской области получили следующие результаты:
– обеспечено материально-техническое оснащение техническими оборудованиями, для осуществления инженерной, технической, конструкторской деятельности опорных кружков научно-технического творчества детей и молодежи;
– проект предусмотрел распространение созданной модели развития научно-технического творчества детей и молодежи в де
ятельности учреждений дополнительного образования Ыссык-Кульской области;
– оказала помощь в профессиональном образовании педагогов дошкольного образования (нормативные правовые акты, регламентирующие данное взаимодействие);
– разработали дополнительные образовательные методические пособия для создания и распространения модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей в соответствии с запросами рынка труда и социума в области;
– увеличение доли детей 5–18 лет, получающих по выбору качественные услуги дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей;
– обеспечение проведения мероприятий по повышению квалификации (обучающие семинары, мастер-классы) по результатам созданной ими кружков;
С того момента работа детских центров творчества и образования всех районов и городов области активизировалась. Кружковцы школ стали неоднократными победителями международных и республиканских конкурсов технического творчества. Так в 2016 году 1 место в научно- технической олимпиаде, в 2017 серебряные призеры конкурса. Ученики Аксуйского, Тонского и Тюпского района,г. Каракол и Ба
лыкчи стали неоднократными победителями конкурса «Мы интеллектуалы XXI века».
На сегодня предпосылки для развития технических кружков области с помощью Государственной службы интеллектуальной собственности созданы. Надеемся, что в дальнейшем в рамках реализации государственной программы «Развития интеллектуальной собственн
ости на 2017-2021 годы», будут работать новые проекты по развитию технического творчества в регионах, и мы продолжим тесное сотрудничество с Госфондом ИС.
Директор Иссык-Кульского областного
Центра детско-юношеского творчества
Н. Рогова